Раздел содержит полезные материалы для студентов, аспирантов и преподавателей для подготовки научных публикаций в журналах перечня РИНЦ, ВАК, RSCI, Scopus и WOS.
Вопросы и ответы
Я учусь на бакалавриате/специалитете. Зачем мне заниматься наукой?
Научная деятельность в студенческие годы — это не только увлекательный интеллектуальный процесс, но и мощный инструмент для вашего профессионального развития.
Она позволяет:
- Сформировать критическое и системное мышление: вы научитесь анализировать информацию, выявлять проблемы и находить для них аргументированные решения.
- Повысить академические достижения: успешная научная работа позволяет претендовать на получение повышенных государственных и именных стипендий.
- Создать конкурентное преимущество: публикации и выступления на конференциях формируют солидное портфолио, необходимое для поступления в магистратуру и аспирантуру, а также выделяют вас на рынке труда.
Отвечает
Поощряет ли Университет публикационную активность студентов?
Действительно, научная активность имеет вполне измеримые академические выгоды.
Например:
- Повышенная стипендия: получив значимые научные достижения (публикации в журналах, индексируемых в РИНЦ, Scopus или Web of Science; выступления на конференциях; патенты) вы можете подать заявление на назначение повышенной государственной академической стипендии.
Подробные критерии и порядок оформления можно посмотреть по следующей ссылке.
- Бонусные баллы при поступлении на следующую ступень образования: при поступлении в магистратуру и аспирантуру наличие научных публикаций и участие в конференциях добавляет дополнительные баллы к результатам вступительных испытаний.
Актуальная информация об учитываемых достижениях при поступлении в магистратуру представлена по следующей ссылке. Аналогичный документ для поступающих в аспирантуру доступен здесь.
Отвечает
Что означают термины РИНЦ, ВАК, Scopus и пр.? В чем разница между статьей и тезисами конференции?
Давайте разберемся в базовых понятиях. Существует два основных формата представления научных результатов:
- Статья в научном журнале – это развернутое изложение результатов вашего исследования, которое проходит процедуру рецензирования и публикуется в периодическом издании (научном журнале).
- Тезисы конференции – это краткое изложение основных положений вашего научного доклада, представленного на научной конференции. Объем тезисов, как правило, в несколько раз меньше объема научной статьи. Тезисы публикуются в сборнике трудов конференции. Интересно, что существуют конференции, которые публикуют в том числе и полноценные статьи в своих сборниках, но это не отменяет необходимости публикации тезисов. Практическое назначение тезисов – предоставить возможность посетителям конференции ознакомиться с содержанием научных докладов участников конференции. Если проводить аналогию с художественной литературой, то статья – это полноценное художественное произведение, а тезисы – его краткое содержание.
- Термины РИНЦ, ВАК и пр. – характеризуют авторитетность научных изданий. Подробнее о классификации научных изданий вы можете прочитать в блоке «Уровни научных журналов» ниже.
Отвечает
Можно ли за вечер написать статью в журнал Nature, используя инструменты генеративного искусственного интеллекта?
Если такие инструменты планируется использовать на всех этапах написания статьи – от идеи до конечной реализации, то такой путь однозначно неприемлем в академической среде. Все серьезные научные публикации проходят обязательное рецензирование. Это многоэтапный процесс, в ходе которого редакция проверяет работу на наличие плагиата и некорректных заимствований, а также на предмет недобросовестного использования ИИ.
Статья направляется анонимным экспертам (рецензентам) из области знаний, к которой относится ваша статья. Эксперты оценивают научную новизну, обоснованность методов, достоверность результатов и общую ценность работы. Несоответствие тем или иным критериям – это повод отказать заявителю в публикации его работы.
Важно понимать: научная публикация — это не эссе или сочинение. Это отчет о проведенном исследовании, пусть и небольшом. В работе должна быть представлена новая научная идея, результат или интерпретация. Например, это может быть систематизация существующих данных, которая привела вас к новому выводу.
Отвечает
Хорошо, я готов написать статью, у меня есть идея. С чего начинать?
Правильный старт — залог успеха. Прежде чем писать, необходимо провести анализ литературы. Это поможет узнать, что уже изучено по вашей теме, сформулировать актуальность своей работы, определить «белые пятна», которые ваше исследование может восполнить.
В процессе анализа литературы у вас, вероятно, возникнет закономерный вопрос – где искать статьи? Рекомендуем начинать с крупных научных баз данных, например Elibrary, Google-академия и др. Актуальный перечень и ссылки на научные базы данных вы можете найти в справочном модуле текущего раздела сайта в информационном блоке «Полезные ссылки».
Отвечает
Допустим, я прочитал двадцать статей в Scopus. Что мне делать дальше дальше?
Следующий ключевой шаг — найти научного руководителя. Это опытный исследователь (преподаватель вашей кафедры), который поможет вам решить следующие проблемы:
- Поможет вам отточить научную проблему и гипотезу.
- Подскажет методологию исследования.
- Проконсультирует по структуре будущей статьи. Поможет правильно выбрать вектор развития вашей научной идеи.
- Порекомендует подходящие для публикации журналы или конференции.
Чтобы найти руководителя, чьи научные интересы совпадают с вашими, изучите базу публикаций преподавателей вашей кафедры/факультета по следующей ссылке.
Также можно посмотреть профили преподавателей на странице «Преподаватели».
Отвечает
Научный руководитель напишет статью и добавит меня в соавторы?
Нет. Роль научного руководителя — не в написании работы за вас, а в научном наставничестве. Он направляет вашу мысль, помогает избежать методологических ошибок и критически оценивает ваш текст. Основная исследовательская и писательская работа ложится на вас. Соавторство — это признание равного интеллектуального вклада, а не формальность.
Отвечает
Я всё понял. Как сделать первый шаг?
Начните с малого. Изучите информационные ресурсы, определитесь с областью интересов и запишитесь на консультацию к потенциальному научному руководителю. Не бойтесь задавать вопросы и проявлять инициативу. Помните, что каждый крупный исследователь когда-то делал свою первую работу. Научный путь требует усидчивости и любознательности, но он неизменно окупается ростом вашей компетентности, уверенности в себе и широкими возможностями для будущей карьеры. Нужно лишь решиться на первый шаг.
Отвечает
Для публикации мне необходимо выбрать журнал. Как отличить научный журнал от "мусорного"?
Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований (подробнее можно прочитать в ГОСТ 7.60-2003). К научным изданиям относятся периодические издания (журналы) и непериодические, например, монографии, сборники, материалы конференций. Ключевые признаки научного журнала – это научная специализация (определённая область знаний, например, цифровая экономика) и наличие процедуры рецензирования. Именно рецензирование отличает настоящий научный журнал от "мусорного" сборника статей.
Отвечает
Как проходит рецензирование статьи?
Рецензируемость публикаций – это «золотой стандарт» науки, система независимого контроля качества. Если журнал не является рецензируемым, то любая статья, даже лженаучная или ошибочная, может быть опубликована. Рецензирование же выступает фильтром, который гарантирует, что опубликованная работа была проверена и одобрена авторитетными экспертами. Это обеспечивает достоверность, новизну и ценность исследования для научного сообщества. Публикация в таком журнале — это признание вашей работы на профессиональном уровне.
Таким образом, основные цели рецензирования – проверить достоверность результатов, оценить научную значимость и новизну, улучшить качество статьи за счёт замечаний экспертов.
Процесс рецензирования выглядит следующим образом:
- Автор подаёт статью в журнал.
- Редактор журнала направляет её рецензентам – учёным-специалистам в данной области.
- Рецензенты тщательно изучают работу и дают рекомендации: «принять», «отклонить» или «вернуть на доработку» (самый частый исход).
- Автор получает анонимизированную рецензию и совершенствует статью.
Этот цикл повторяется до получения положительной рекомендации и передачи статьи непосредственно в печать.
Отвечает













